Как это было: впечатления, ошибки и не только…

1. Выбор.
2. Подготовка к установке.
3. Установка.
4. Обкатка.
5. Замена масла.
6. Недостатки.
7. Впечатления.

1.
В июле 2008 года приобрёл подвесной лодочный мотор Yamaha 30 HWCS. Расскажу как это было подробно…
Без консультации со специалистами остановить свой выбор на какой-либо модели мотора достаточно сложно. Специалистов действительно очень мало, в нашем регионе извините просто нет.
В организациях торгующих такой техникой всё ограничивается консультацией типа берите что есть — мы фуфлом не торгуем. Пришлось пойти по пути сбора нужной информации огромного информационного ресурса — Интернет, проанализировать отзывы клиентов рыболовных баз о водномоторной технике, пообщаться на форумах или просто почитать тематические разделы www.fishband.ru , www.fishing.ru , www.velhod.ru . Поговорил на реке с людьми, которые уже эксплуатируют такую технику. Выяснилось, что многие характеристики и системы моторов освещены поверхностно, неправильно или их эффективность не установлена. Одно успокаивало, что все владельцы иномарок за исключением Селвы хвалили и объективно характеризовали эксплуатируемые модели.
Если ближе к своему выбору, то было все так: Хонда – дорого; 4т нет – тяжело; 2т Mercury или Yamaha; 25 или 30. Вес моторов 25 и 30 концептуально — одинаков, габаритные размеры тоже, поэтому решаю брать 30.
Как оказалось что Мерк, что Ямаха моторы «голые», никаких сигнализаций о перегреве и всех наворотов указанных в буклетах нет. Мерк 105 т.р., Ямаха 102 т.р.
По поводу длины ноги, то получается такой расклад. Требуется 381**, а у моей модели 423. Причем на многих сайтах длина 423 умышленно преподносится как короткая нога 381. Символ «S» в названии действительно соответствует короткой ноге, но не 381мм. Короче говоря, этот моторчик действительно по высоте длиннее Вихря. Забегая вперёд скажу, что в воде он сидит поглубже примерно на 4 см. При идеальной гидродинамической доводке подводной части (Вихрь рядом не лежал) это не влияет на скорость. Хотя некоторые подкладывают под струбцины дощечки до 2-х сантиметров толщиной. Я подложил плотную резиновую пластинку толщиной миллиметров семь (рис. 9). За весь сезон всего два раза чиркнул винтом по дну, один раз по песку, второй по глине, но очень аккуратно и нежно.
Анализируем сервис и получается, что сервиса заслуживающего доверия ну не сердитесь – нет. В Астрахани есть что то по Меркам, в Волгограде по Ямахам — АшДваО, «Волжский ветер» и что то по Сузуки. В основном все сервисы работают под лозунгом «Моторы не ломаются» — это радует.
Хотелось взять Мерк с круглым капотом, но оказалось таких нет. В Астрахани и Волгограде мотор надо заказывать с полной предоплатой и ждать до 2-х недель, а реально может и больше… Это все без скидки. Потом вести мотор из Астрахани или Волгограда. Зачем эта канитель, если у нас в городе весь модельный ряд Ямаха от и до в наличии.

Фото № 1

Короче говоря беру Yamaha 30 HWCS со скидкой в разгар сезона за 98!
Полную комплектацию мотора можно посмотреть здесь http://photofile.ru/users/river-nightmare/3617292/. Что касается инструмента, то наборчик смешной, на вид как из магазина «Детский мир». Пользовался только свечным ключом и воротком. Надо будет прикупить хороший динамометрический ключ, для использования при замене винта, свечей и т.д.

Фото № 2

При распаковке увидел потёки топлива на пенке под капотом и на самом капоте  изнутри, а в топливном фильтре топливо. В магазине сказали предпродажная подготовка и проверка.

2.
Устанавливал мотор на мотолодку Крым выпуска далёкого 1978 года. Сразу возник вопрос по поводу транца и установки дистанционного управления. Рулевое задействовал старое, но переделал узел крепления к мотору.
Транец решил не усиливать, а изготовить из 7 мм фанеры вставки под струбцины с внешней и внутренней стороны моторного отсека .

Фото № 3

Фанеру тщательно зашкурил мелкой шкуркой и проолифил несколько раз. Каждому слою давал впитаться (и просохнуть на жарком солнце) в течение суток. Дня через три покрасил в два слоя серой краской.
На ДУ пришлось переставить ручку под левый борт, что затруднений не вызвало. Все ясно из рисунка в инструкции, даже без перевода. Все красивые надписи конечно стали обращены к борту. Устанавливать ДУ решил на место родного крымовского, то есть глубоко под стекло. Здесь поджидала маленькая неожиданность. Дело в том, что при установке на место прежнего ДУ ручка ямаховской машинки упирается в отбортовку кокпита и соответственно в стекло.

Фото № 4

Входящая в комплект мотора демпфирующая пластина толщиной 12 мм ситуацию не спасала.
Выносить рукоятку из под стекла (смещая назад) не хотелось и поэтому пришлось изготовить проставку по контуру штатной демпфирующей пластины толщиной 50 мм.

Фото № 5

Её я также проолифил и аккуратно покрасил.

Фото № 6
После установки на лодку выглядело всё это не плохо. При установке надо обратить внимание на то, чтобы при максимальной подаче рукоятки газа вперёд она не упиралась в центральную консоль лодки и не зажимала кисть вашей руки.

3.
Навешивал мотор на воде у берега. Подложил изготовленные «прокладки» и затянул струбцины. С внутренней стороны на поверхности струбцин есть отливы в виде острых рёбер для их лучшей фиксации на транце. Можно, точно разметив в месте их соприкосновения с транцем, зубилом сделать под них набольшие канавки. Надёжно закрепил мотор и подвязал его к лодке восьми миллиметровым капроновым шнуром за штатное ушко.
Важно: на мотолодке Крым нельзя устанавливать угол наклона мотора на первое (ближнее к транцу) отверстие, транец будет пробит ниже ватерлинии отливом на моторе.
Для себя определил оптимальное положение на втором от транца отверстии.
Так как планировал эксплуатировать мотор без аккумулятора, то кабель идущий к акку закрепил, а его клеммы заизолировал.
Проложил тяги газа и скорости вдоль борта, через багажник под задним сидением, вывел в моторный отсек.
Важно предварительно прикинуть маршрут прокладки тяг, чтобы не было резких изломов (рекомендуемый R не менее 20 см).
Навернул и законтрил гаечкой пластмассовые наконечники (с надписью на рычаг скорости). Включение скорости регулировать не пришлось, а вот с газом пришлось повозиться. Соединил клеммы электрического разъёма (похоже герметичного) очень туго закрывалась собачка на стопорном кольце.

4.
Методик обкатки много и в интернете и во всякой тематической литературе. Я выбрал ту, что приведена в инструкции моего мотора.
Залил в бак 24 литра топлива 1:25, подкачал грушей. Тугой она так и не стала — жара. Вытянул ручку подсоса, вставил чеку на место, ключ на старт. Прибавил газ до треугольной метки на румпеле. Мотор завёлся с четвёртого раза. И … раздаётся звуковой сигнал! Зуммер из машинки. К этому я был готов. Это сигнализирует неустановленная на моторе система предупреждения о перегреве. Для её отключения (о ужас!!!) надо своими руками разъединить разъём между черным и розовым проводом которые можно найти под капотом со стороны тяг ДУ возле предохранителя. Разъединяю, изолирую, аккуратно укладываю их и снова запускаю. Мотор работает также красиво, сигнализация молчит.
Как написано в инструкции после запуска вернул ручку воздушной заслонки в прежнее (утопленное) положение, а газ на минимал. Тарахтит чудно! Красота! Вода льётся, песня…
После 10 минут работы выключил мотор. Красота! Только звук другой и запах выхлопа не такой как у Вихря…
Далее в этот же день едем обкатывать на ходу. Всё по методике. Следующий этап 50 минут ходу на 2/4 газа, реально ехал побережней. Советую сразу расчертить на бумаге таблицу для подсчета времени наработки, а не записывать на спичечных коробках и сигаретных пачках, запутаетесь. По топливу и маслу тоже не посчитаете…
Важно перед поездкой проконтролировать открытие отверстия в крышке топливного бака! Сделайте себе заметку хотя бы на первое время.
Идём по реке красота. Ну конечно нас обгоняют даже на Нептунах, но нам это фиолетово… При подходе к берегу попытался выключить скорость, но рычаг не встаёт на нейтраль. Чуть сильнее потянул рычаг на себя и он соскочил на нейтраль. Обороты резко возросли и пришлось выключить мотор. При запуске на нейтрале обороты были минимальны, а при выключении скорости повышены.
Продолжал ездить так, но перед выключением скорости приходилось рукой доворачивать румпель по часовой стрелке до упора (мин. газ). В дальнейшем посоветовавшись с несколькими владельцами аналогичных моторов подрегулировал тягу газа таким образом, что рычаг на моторе был максимально подан назад (до упора).
Важно перед выключением скорости дать мотору время сбросить обороты, это происходит не мгновенно.
В таком режиме прошли 2,5 часа, а топлива осталось чуть меньше половины бака. В километрах получилось (по карте) примерно 15-20.
Периодически включайте заднюю скорость. На течении винт может вращаться даже на нейтрале. Поэтому при неаккуратном включении заднего хода могут быть неприятные звуки. Включайте её поставив лодку поперёк течения.
Действуя по инструкции дошел до 6-ти часовой наработки. И тут при прохождении меляка в положении мотора «езда по мелководью» моторчик стал сбоить, появился какой то писклявый звук при выхлопе. Остановились. Внешне всё в норме, ничего не отвалилось…

Фото № 8

Посмотрел свечи, нижняя залита маслом я бы сказал – сильно.
Промыл свечи бензином и продул их. Запустились легко, но что то опять не то. На малых оборотах ехать практически не хочет. Прибавляю газ и на уровне средних оборотов перебои исчезли. Доехав до лодочной сбавляю газ и опять чих-пых! 🙁
При работе мотора с перебоями на малых оборотах происходил как будто неправильный выхлоп.

Фото № 9

Через отверстие в дейдвуде  с писклявым чихом выбрасывалось не сгоревшее топливо, оставляя на воде огромные масляные пятна.
Сложилось впечатление, что смесь богатая и постоянно заливается (замасливается) нижняя свеча.

Фото № 10
Поверхность винта, где происходит выхлоп имеет черный цвет свежей сажи у других моторов лёгкий серый налёт.
Заменив свечи на новые, доездил без серьезных проблем до 10-ти часовой наработки. Правда, пару раз пришлось все-таки промывать свечи. Я видимо через чур нежно обкатывал моторчик. Может быть, надо было давать чуть больше газку.
Откатав на двойной норме масла 10 часов я заменил свечи на новые.

5.
Первую замену масла в коробке передач (по-нашему в редукторе) сделал при наработке чуть более 10 часов.
Совет: Для начала обзаведитесь хорошей силовой отвёрткой. Ту, что использовали при эксплуатации Вихря, отложите в сторону или приведите в порядок на наждаке. В шлиц винта сливного и контрольного отверстия она должна входить плотно и по всей поверхности. Хорошо если на отвёртке есть грани под ключ или отверстие под вороток. Теперь имея приличную отвертку можно преступать к делу.

Винты затянуты очень сильно, так что сразу возникает вопрос в ту ли сторону крутим?! В ту в ту, против часовой отворачиваем. Следим, чтобы отвертка не выскочила из шлица. Кряк и готово.
Нижняя магнитная пробка была заметно покрыта металлическими микрочастицами. Тщательно вытер эту гадость.
Слитого масла оказалось 300 см куб., по инструкции должно быть 320!

Фото № 11
Заливаю, вернее вдавливаю из тюбика масло SAE#90 в нижнее отверстие до появления его из верхнего. Свежее масло показалось заметно гуще слитого.

6.
Несмотря на то что моторчик замечательный, кое какие недостатки все таки есть. Конечно не все их можно принять за недостатки, но для меня кое что было неудобно. Я бы назвал следующие:
1. Отсутствие ручки с задней части мотора.
2. ДУ направлением движения сделано под импортный вариант: руль и одна тяга.
3. Значительный вес, одному гораздо сложнее управляться по сравнению с Вихрём.
4. Отсутствие датчика температуры.
5. Отсутствие сигнализации о перегреве.
6. Отсутствуют клеммы для подключения аккумулятора.
Из однозначных плюсов это то, что всё — таки техника Yamaha это другой уровень! С ней вы действительно отдыхаете! Плюс расход топлива значительно меньше, чем на Вихре, запуск в любых условиях изумительный, езда по мелководью.
Под таким мотором чувствуется полёт! GPS купил под занавес сезона, поэтому скорость измерю в следующем году.

P.S. Про весла забыл. Пользуюсь теперь иногда одним при швартовке.
И напоследок ещё советик, перечитывайте инструкцию по эксплуатации- это полезно.

Удачи друзья!!!

__________________________________________________________________________

** В действительности величина 381 мм – это не длина ноги, а высота транца лодки.
__________________________________________________________________________

2 ноября 2008 год

Отзыв о ПЛМ «Yamaha 30HWCS»



Tagged on:     

197 thoughts on “Отзыв о ПЛМ «Yamaha 30HWCS»

  • Замена винта
    Не помню, обсуждалась ли здесь замена винта. Но вчера челу на лодочной не смогли открутить винт на ямахе 30.
    На ямахе гайка на 22.
    На сузуки на 19.
    Резьба вроде везде «отечественная» (закручивать по часовой) или мы чёт 🙂 путаем???

  • Иван,
    Привет! Я в литрах не засекал 🙁 не догадался 🙁 Ну если взять средний расход в час и умножить на 10 часов положенных на обкатку то получится какая-то цифра. Мне кажется это будет около сотни литров, хотя возможно и 150.
    Но похоже, что 12 л это не средний расход, а расход при хорошей нагрузке. Что за лодка у Вас?

    П.С. В этом сезоне постараюсь засечь «свой» расход.

  • Здравствуйте
    Сколько ушло топлива на обкатку? У меня такой-же мотор (только комплектация скуднее), за обкатку у меня съел 150 л бензина. Обычный расход 12 л/моточас, а у меня на обкатке 15 л/моточас.

  • Доброго времени суток! подскажите почему на поворотах заливает брызгами движок? казанка 5м Ямаха 30 .высота транса отрегулирована по науке!

  • Если речь идет о высоких оборотах на холостом ходу- регулировать.
    На пластиковую лодку Дельта 360 мотор с мощностью более 25 лс вроде не рекомендуется. А устанавливать по высоте, вернее глубине погружения АКП как написано в инструкции… если это позволяет конструкция транца.

  • Так скажите что делать на ямахе 30 с высокими оборотами,на сколько поднимать мотор от транца у меня лодка дельта 360

  • Димулька, бред пишешь, и причем полный бред!!!!! Японцы в нем все продумали до мелочей! Езжу на нем уже 11 лет, и ни разу небыло того, о чем ты писал! Крыльчатку еще даже не менял…..

  • Про водозаборник
    Димулька «2 июня 2013 в 23:35 Ямаха 30 моторчиг хороший, но есть у него одна фича которая меня затормозила покупать этот движок, если присмотреться, на сапоге всего 1пара отвесртие забора воды, это внизу, по сравнению с меркурием и сузуки дополнительно под кавитационной пластиной есть, потому как есть такой фактический случай, на малом ходу мона поймать на ямахе целофановый пакет на сапог который закроет засос воды, вот вам и результат будет,,,» (с)

    Интересный трабл. Никогда не обращал внимания. Но это не фатально, так как пакет всегда лежит на поверхности воды. И «прилепить» его на редуктор, что бы не задеть лопастями и вообще не заметить сложно. Но некая вероятность такого события остаётся.
    Что делать? Читать руководство пользователя 🙂 Где сказано контролировать подачу воды 😉

  • Ямаха 30 моторчиг хороший, но есть у него одна фича которая меня затормозила покупать этот движок, если присмотреться, на сапоге всего 1пара отвесртие забора воды, это внизу, по сравнению с меркурием и сузуки дополнительно под кавитационной пластиной есть, потому как есть такой фактический случай, на малом ходу мона поймать на ямахе целофановый пакет на сапог который закроет засос воды, вот вам и результат будет,,,

  • Про расход топлива в холодное время.
    Вчера были на реке 6 часов. Условия эксплуатации мотора: температура воздуха минус 4 утром и +5…+7 днем. Температура воды +2. Расход топлива неожиданно оказался значительно выше привычного (чем летом). Незаметно потратили 15 литров 95-го. На тоже расстояние летом ушло бы около 10 литров (очень примерно и грубо).

  • Сергей,
    Наверное для тролинга лучше четырехтактник? (с)
    Четырехтактник конечно лучше для этих целей, так как он работает более стабильно на малых оборотах.

  • Андрей, пользуюсь движком уже два месяца, заметил такую штуку что на малых мотор работает как то со сбоями когда начинаешь довавлять газ то как бы подтраивает, потом как «просрется» то все нормально. Наверное для тролинга лучше четырехтактник.

  • В связи с приближением холодов народ часто спрашивает, что необходимо контролировать при эксплуатации мотора.
    Для тех у кого лодка на воде:
    -при понижении ночной температуры до минус пяти редуктор лучше опустить в воду.
    Для тех кто уже оттарабанил мотор в гараж:
    -проверить масло на предмет наличия воды, а лучше полностью слить масло из редуктора и заменить его свежим.
    -снять винт и осмотреть вал на предмет намотки водорослей, вискозы или плетёнки. Смазать его маслом и закрепить винт на место.
    -провернуть маховик, для того чтобы возможно оставшаяся вода в помпе вытекла из каналов охолождения…

  • Виктор,
    Повороту вправо мешают тяги газа и включения скорости (на снимке красного цвета).

  • Виктор,
    Вы про эти
    Пружины
    Вынужден признать, что угол поворота из-за такой схемы несколько ограничен. Но! Только в одну сторону- вправо…

  • Я вот не могу понять как у тебя не повыкручивало пружины(при повороте руля) на дистанционке, те которые крепятся к пластине…

  • с нашими моторами я тоже на ты 12 лет стажу, даже зиф-5(стрела) есть! хоть обратно вихрь вешай! Кстати он у меня на гарантии еще, есть вариант поменять мотор???

  • николай,
    Да, это очень грустно когда непонятна причина такой работы. Может быть здесь с этим сталкивались http://service.velhod.ru/
    Вихрь или Нептун мы бы в раз починили. К Ямахе даже не знаю с какой стороны подходить.
    О! Есть у меня одна книжка, за выхи полистаю, если будет что полезное на эту тему сообщу 😉

  • Николай!Если обороты падают плавно-это уменьшение подачи топлива.Возможно, вопрос с бензонасосом-треснула(лопнула,либо не эластичная мембрана),возможно,ослабло его крепление.Возможно,в жиклеры карбюратора попал какой то мусор,который меняет свое положение при тряске.Плохие контакты маловероятны,т.к. они сами собой не восстанавливаются.Возможны трещины в топливных шлангах либо «груше».А так спросите на ближайшей лодочной станции у «бывалых».

  • борис!
    я не про крен, при резком ударе о волну, в баке порядком бензина слежу за этим всегда и именно при волне. Раз пересекал реку она у нас 3 км ширеной(р.Обь) волна примерно 50см навстречу, дак мотор раз 10 обороты скидывал, когда тряхонет хорошенько, скидывает плавно и постепенно. Началось это у него сразу при обкатке на ходу(после обкатки на холостом). свечи менял не раз, масло yamalube 1:25(сейчас 1:50). может дело в зажигании контакт или соединение где-то плохое… Неподскажешь где еще можно узнать что-нибудь об этом???

  • Николай!Если это событие произошло у Вас только в одном выходе и именно при сильных кренах лодки на волне,то у Вас в баке было мало горючего,и периодически происходило подсасывание воздуха из бака,прекращавшееся при уменьшении скорости(остановке)-соответственно,уменьшения крена лодки и погружения бензозаборной трубки в баке опять в топливо.Если же это происходило в течении нескольких выходов,то волны здесь не причем(просто совпало),и у Вас все классические признаки нарушения работы свечей зажигания-либо много масла в бензине,либо масло повышенной зольности,либо свечи не ахти.Так что анализируйте и устраняйте.Удачи на воде!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *