Как это было: впечатления, ошибки и не только…

1. Выбор.
2. Подготовка к установке.
3. Установка.
4. Обкатка.
5. Замена масла.
6. Недостатки.
7. Впечатления.

1.
В июле 2008 года приобрёл подвесной лодочный мотор Yamaha 30 HWCS. Расскажу как это было подробно…
Без консультации со специалистами остановить свой выбор на какой-либо модели мотора достаточно сложно. Специалистов действительно очень мало, в нашем регионе извините просто нет.
В организациях торгующих такой техникой всё ограничивается консультацией типа берите что есть — мы фуфлом не торгуем. Пришлось пойти по пути сбора нужной информации огромного информационного ресурса — Интернет, проанализировать отзывы клиентов рыболовных баз о водномоторной технике, пообщаться на форумах или просто почитать тематические разделы www.fishband.ru , www.fishing.ru , www.velhod.ru . Поговорил на реке с людьми, которые уже эксплуатируют такую технику. Выяснилось, что многие характеристики и системы моторов освещены поверхностно, неправильно или их эффективность не установлена. Одно успокаивало, что все владельцы иномарок за исключением Селвы хвалили и объективно характеризовали эксплуатируемые модели.
Если ближе к своему выбору, то было все так: Хонда – дорого; 4т нет – тяжело; 2т Mercury или Yamaha; 25 или 30. Вес моторов 25 и 30 концептуально — одинаков, габаритные размеры тоже, поэтому решаю брать 30.
Как оказалось что Мерк, что Ямаха моторы «голые», никаких сигнализаций о перегреве и всех наворотов указанных в буклетах нет. Мерк 105 т.р., Ямаха 102 т.р.
По поводу длины ноги, то получается такой расклад. Требуется 381**, а у моей модели 423. Причем на многих сайтах длина 423 умышленно преподносится как короткая нога 381. Символ «S» в названии действительно соответствует короткой ноге, но не 381мм. Короче говоря, этот моторчик действительно по высоте длиннее Вихря. Забегая вперёд скажу, что в воде он сидит поглубже примерно на 4 см. При идеальной гидродинамической доводке подводной части (Вихрь рядом не лежал) это не влияет на скорость. Хотя некоторые подкладывают под струбцины дощечки до 2-х сантиметров толщиной. Я подложил плотную резиновую пластинку толщиной миллиметров семь (рис. 9). За весь сезон всего два раза чиркнул винтом по дну, один раз по песку, второй по глине, но очень аккуратно и нежно.
Анализируем сервис и получается, что сервиса заслуживающего доверия ну не сердитесь – нет. В Астрахани есть что то по Меркам, в Волгограде по Ямахам — АшДваО, «Волжский ветер» и что то по Сузуки. В основном все сервисы работают под лозунгом «Моторы не ломаются» — это радует.
Хотелось взять Мерк с круглым капотом, но оказалось таких нет. В Астрахани и Волгограде мотор надо заказывать с полной предоплатой и ждать до 2-х недель, а реально может и больше… Это все без скидки. Потом вести мотор из Астрахани или Волгограда. Зачем эта канитель, если у нас в городе весь модельный ряд Ямаха от и до в наличии.

Фото № 1

Короче говоря беру Yamaha 30 HWCS со скидкой в разгар сезона за 98!
Полную комплектацию мотора можно посмотреть здесь http://photofile.ru/users/river-nightmare/3617292/. Что касается инструмента, то наборчик смешной, на вид как из магазина «Детский мир». Пользовался только свечным ключом и воротком. Надо будет прикупить хороший динамометрический ключ, для использования при замене винта, свечей и т.д.

Фото № 2

При распаковке увидел потёки топлива на пенке под капотом и на самом капоте  изнутри, а в топливном фильтре топливо. В магазине сказали предпродажная подготовка и проверка.

2.
Устанавливал мотор на мотолодку Крым выпуска далёкого 1978 года. Сразу возник вопрос по поводу транца и установки дистанционного управления. Рулевое задействовал старое, но переделал узел крепления к мотору.
Транец решил не усиливать, а изготовить из 7 мм фанеры вставки под струбцины с внешней и внутренней стороны моторного отсека .

Фото № 3

Фанеру тщательно зашкурил мелкой шкуркой и проолифил несколько раз. Каждому слою давал впитаться (и просохнуть на жарком солнце) в течение суток. Дня через три покрасил в два слоя серой краской.
На ДУ пришлось переставить ручку под левый борт, что затруднений не вызвало. Все ясно из рисунка в инструкции, даже без перевода. Все красивые надписи конечно стали обращены к борту. Устанавливать ДУ решил на место родного крымовского, то есть глубоко под стекло. Здесь поджидала маленькая неожиданность. Дело в том, что при установке на место прежнего ДУ ручка ямаховской машинки упирается в отбортовку кокпита и соответственно в стекло.

Фото № 4

Входящая в комплект мотора демпфирующая пластина толщиной 12 мм ситуацию не спасала.
Выносить рукоятку из под стекла (смещая назад) не хотелось и поэтому пришлось изготовить проставку по контуру штатной демпфирующей пластины толщиной 50 мм.

Фото № 5

Её я также проолифил и аккуратно покрасил.

Фото № 6
После установки на лодку выглядело всё это не плохо. При установке надо обратить внимание на то, чтобы при максимальной подаче рукоятки газа вперёд она не упиралась в центральную консоль лодки и не зажимала кисть вашей руки.

3.
Навешивал мотор на воде у берега. Подложил изготовленные «прокладки» и затянул струбцины. С внутренней стороны на поверхности струбцин есть отливы в виде острых рёбер для их лучшей фиксации на транце. Можно, точно разметив в месте их соприкосновения с транцем, зубилом сделать под них набольшие канавки. Надёжно закрепил мотор и подвязал его к лодке восьми миллиметровым капроновым шнуром за штатное ушко.
Важно: на мотолодке Крым нельзя устанавливать угол наклона мотора на первое (ближнее к транцу) отверстие, транец будет пробит ниже ватерлинии отливом на моторе.
Для себя определил оптимальное положение на втором от транца отверстии.
Так как планировал эксплуатировать мотор без аккумулятора, то кабель идущий к акку закрепил, а его клеммы заизолировал.
Проложил тяги газа и скорости вдоль борта, через багажник под задним сидением, вывел в моторный отсек.
Важно предварительно прикинуть маршрут прокладки тяг, чтобы не было резких изломов (рекомендуемый R не менее 20 см).
Навернул и законтрил гаечкой пластмассовые наконечники (с надписью на рычаг скорости). Включение скорости регулировать не пришлось, а вот с газом пришлось повозиться. Соединил клеммы электрического разъёма (похоже герметичного) очень туго закрывалась собачка на стопорном кольце.

4.
Методик обкатки много и в интернете и во всякой тематической литературе. Я выбрал ту, что приведена в инструкции моего мотора.
Залил в бак 24 литра топлива 1:25, подкачал грушей. Тугой она так и не стала — жара. Вытянул ручку подсоса, вставил чеку на место, ключ на старт. Прибавил газ до треугольной метки на румпеле. Мотор завёлся с четвёртого раза. И … раздаётся звуковой сигнал! Зуммер из машинки. К этому я был готов. Это сигнализирует неустановленная на моторе система предупреждения о перегреве. Для её отключения (о ужас!!!) надо своими руками разъединить разъём между черным и розовым проводом которые можно найти под капотом со стороны тяг ДУ возле предохранителя. Разъединяю, изолирую, аккуратно укладываю их и снова запускаю. Мотор работает также красиво, сигнализация молчит.
Как написано в инструкции после запуска вернул ручку воздушной заслонки в прежнее (утопленное) положение, а газ на минимал. Тарахтит чудно! Красота! Вода льётся, песня…
После 10 минут работы выключил мотор. Красота! Только звук другой и запах выхлопа не такой как у Вихря…
Далее в этот же день едем обкатывать на ходу. Всё по методике. Следующий этап 50 минут ходу на 2/4 газа, реально ехал побережней. Советую сразу расчертить на бумаге таблицу для подсчета времени наработки, а не записывать на спичечных коробках и сигаретных пачках, запутаетесь. По топливу и маслу тоже не посчитаете…
Важно перед поездкой проконтролировать открытие отверстия в крышке топливного бака! Сделайте себе заметку хотя бы на первое время.
Идём по реке красота. Ну конечно нас обгоняют даже на Нептунах, но нам это фиолетово… При подходе к берегу попытался выключить скорость, но рычаг не встаёт на нейтраль. Чуть сильнее потянул рычаг на себя и он соскочил на нейтраль. Обороты резко возросли и пришлось выключить мотор. При запуске на нейтрале обороты были минимальны, а при выключении скорости повышены.
Продолжал ездить так, но перед выключением скорости приходилось рукой доворачивать румпель по часовой стрелке до упора (мин. газ). В дальнейшем посоветовавшись с несколькими владельцами аналогичных моторов подрегулировал тягу газа таким образом, что рычаг на моторе был максимально подан назад (до упора).
Важно перед выключением скорости дать мотору время сбросить обороты, это происходит не мгновенно.
В таком режиме прошли 2,5 часа, а топлива осталось чуть меньше половины бака. В километрах получилось (по карте) примерно 15-20.
Периодически включайте заднюю скорость. На течении винт может вращаться даже на нейтрале. Поэтому при неаккуратном включении заднего хода могут быть неприятные звуки. Включайте её поставив лодку поперёк течения.
Действуя по инструкции дошел до 6-ти часовой наработки. И тут при прохождении меляка в положении мотора «езда по мелководью» моторчик стал сбоить, появился какой то писклявый звук при выхлопе. Остановились. Внешне всё в норме, ничего не отвалилось…

Фото № 8

Посмотрел свечи, нижняя залита маслом я бы сказал – сильно.
Промыл свечи бензином и продул их. Запустились легко, но что то опять не то. На малых оборотах ехать практически не хочет. Прибавляю газ и на уровне средних оборотов перебои исчезли. Доехав до лодочной сбавляю газ и опять чих-пых! :(
При работе мотора с перебоями на малых оборотах происходил как будто неправильный выхлоп.

Фото № 9

Через отверстие в дейдвуде  с писклявым чихом выбрасывалось не сгоревшее топливо, оставляя на воде огромные масляные пятна.
Сложилось впечатление, что смесь богатая и постоянно заливается (замасливается) нижняя свеча.

Фото № 10
Поверхность винта, где происходит выхлоп имеет черный цвет свежей сажи у других моторов лёгкий серый налёт.
Заменив свечи на новые, доездил без серьезных проблем до 10-ти часовой наработки. Правда, пару раз пришлось все-таки промывать свечи. Я видимо через чур нежно обкатывал моторчик. Может быть, надо было давать чуть больше газку.
Откатав на двойной норме масла 10 часов я заменил свечи на новые.

5.
Первую замену масла в коробке передач (по-нашему в редукторе) сделал при наработке чуть более 10 часов.
Совет: Для начала обзаведитесь хорошей силовой отвёрткой. Ту, что использовали при эксплуатации Вихря, отложите в сторону или приведите в порядок на наждаке. В шлиц винта сливного и контрольного отверстия она должна входить плотно и по всей поверхности. Хорошо если на отвёртке есть грани под ключ или отверстие под вороток. Теперь имея приличную отвертку можно преступать к делу.

Винты затянуты очень сильно, так что сразу возникает вопрос в ту ли сторону крутим?! В ту в ту, против часовой отворачиваем. Следим, чтобы отвертка не выскочила из шлица. Кряк и готово.
Нижняя магнитная пробка была заметно покрыта металлическими микрочастицами. Тщательно вытер эту гадость.
Слитого масла оказалось 300 см куб., по инструкции должно быть 320!

Фото № 11
Заливаю, вернее вдавливаю из тюбика масло SAE#90 в нижнее отверстие до появления его из верхнего. Свежее масло показалось заметно гуще слитого.

6.
Несмотря на то что моторчик замечательный, кое какие недостатки все таки есть. Конечно не все их можно принять за недостатки, но для меня кое что было неудобно. Я бы назвал следующие:
1. Отсутствие ручки с задней части мотора.
2. ДУ направлением движения сделано под импортный вариант: руль и одна тяга.
3. Значительный вес, одному гораздо сложнее управляться по сравнению с Вихрём.
4. Отсутствие датчика температуры.
5. Отсутствие сигнализации о перегреве.
6. Отсутствуют клеммы для подключения аккумулятора.
Из однозначных плюсов это то, что всё — таки техника Yamaha это другой уровень! С ней вы действительно отдыхаете! Плюс расход топлива значительно меньше, чем на Вихре, запуск в любых условиях изумительный, езда по мелководью.
Под таким мотором чувствуется полёт! GPS купил под занавес сезона, поэтому скорость измерю в следующем году.

P.S. Про весла забыл. Пользуюсь теперь иногда одним при швартовке.
И напоследок ещё советик, перечитывайте инструкцию по эксплуатации- это полезно.

Удачи друзья!!!

__________________________________________________________________________

** В действительности величина 381 мм – это не длина ноги, а высота транца лодки.
__________________________________________________________________________

2 ноября 2008 год

Отзыв о ПЛМ «Yamaha 30HWCS»
Метки:    

199 мыслей о “Отзыв о ПЛМ «Yamaha 30HWCS»

  • Борис а где матюгальник брал? Он вместе с крякалкой? Хочу себе но не могу его найти.

  • Владимир,
    Оперативно! :) Спасибо ;) Лодка BADGER 380 мотор SAIL 15, я правильно понял?
    Если не возражаете Ваш текст разместил отдельной темой по ссылке http://fishing.ahtubinsk.ru/2012/01/30/lodka-pvx-s-podvesnym-motorom/ так как про ПВХ-ашки у нас до сих пор ничего не было :)
    Сообщение откорректировано 30.01.2012 в 22:58

  • Владимир,
    Пишите полноценный отзыв о своем комплекте и присылайте вместе с фото. С удовольствием разместим тут :)
    Сообщение откорректировано 30.01.2012 в 23:00

  • Три года проездил на лодке ПВХ 380, китайский мотор 15ка не раз неподвел, расход бензина 4.5л в час , с нагрузкой 350кг, лодка во время рыбалки не гремит,
    легкая на веслах, кампактная с хранением на зиму две сумки, как хозяйственные по размеру.

  • Дудку уже купил, хотел в машину сначала поставить, но че-то бампер снимать не охота, вот хочу на лодку, я кстати из восточной Сибири, нравится как вы помогаете, год назад здесь спрашивал как соединять ДУ

  • Да,забыл написать о самом главном,а пока туда-сюда бегал,Ренат сам и спросил.Генераторы лодочных моторов 2-тактных не имеют регулятор напряжения,поэтому без нагрузки напряжение на выходе генература гуляет,и не хило в зависимости от оборотов.Но максисальное напряжение,им выдаваемое-25В.,более при ремонтных работах не наблюдал. Поэтому без аккумулятора электронные потребители не подключать!Схема такая-аккумулятор-к нему нагрузки.По поводу дуделок.Если Вы еще дудки не приобрели-не берите,в нашем климате дудки с компрессором не канают.От жары шланги разогреваются,и постоянно сползают.Материал дудок-крашеный силумин,облезает и ломается(увы,проверено).Но это я про то,что в районе 800р.в магазинах авто.Если ж Вы приобрели катерный ревун тыщ эдак…,то дело другое.А так советую взять автосигнал двухтональный-и звук приятный,и железо хорошее(чистая электрика).И даже их подключать через выключатель,ибо в любом устройстве есть токи утечки,которые нехило даже сами сажают аккумулятор.И полезно поставить вольтметр за контролем напряжения.У меня эту функцию выполняет эхолот с функцией вольтметра.Удачи!

  • Я так и хочу все запитать, отдельным проводом минус и плюс на все через тумблеры, ближе к панели двумя проводами запитать штекер + и — и с другой стороны штекера уже разветлить несколькими на тублеры и потребители, вопрос то интересует такой, когда генератор выдаст на больших оборотах примерно 60 вольт и больше, то если тумблер будет включен то и это напряжение пойдет на потребитель? При ходе под мотором понятно что музыку слушать не будешь и помпа наврятли понадобится, но прикуриватель, фару и сигнал возможно захочется использовать.
    Еще сигнал будет работать кнопкой без фиксации off(push-on) ее то можно сразу на аккумулятор цеплять, она вроде по умолчанию выключена.(Там компрессор на 12 вольт и дудка)

  • Борис,
    Спасиб :)
    Наличие выключателей мы конечно подразумевали…
    А вот про корпус эт ты правильно напомнил!

  • Штатные клеммы,которые идут в толстом проводе от мотора,крепите к клеммам для подключения проводов к аккумулятору(продают в автомагазинах),т.е.делаете переходник для подключения проводов от мотора к акумулятору,и подсоединяете к аккумулятору.К этому же переходнику крепите качественные медные многожильные провода,которые пойдут на питание нагрузок.Все нагрузки запитываете от аккумулятора через персональные выключатели(и фару,и магнитолу,и огни и матюгальник и прикуриватель и помпу и еще много чего)-непосредственно ничего подключать не стоит-разрядите аккумулятор.Обячная мощность моторных генераторов-не более 90Вт,поэтому оптимальный аккумулятор-55-60,больше ставить не стоит-не хватит зарядного тока.Используйте только двухпроводную схему,т.е.минусовой провод не крепите к корпусу,а прокладывайте отдельный провод.И тщательно все изолируйте!

  • Борис,
    У тебя как все подключено? Магнитола и матюгальник ведь на пусковом аккумуляторе висят?
    Атвичать! :)

  • Вот я хочу взять аккумулятор на 55 или 60 посмотрим какой подешевле найду, к нему клема докуплю и на них выводы от ямахи те что красный и черный на зарядку аккумулятора поставлю. Потом получается что к этим же клемам цеплять остальное оборудование? Или как у вас делают? Хочется использовать один аккумулятор чтобы он заряжался, использовался для электростартера и питал электро-оборудование на лодке. Просто если на те же клема посадим то как понимаю ток и напряжение будет передаваться и на оборудование то которые будет вырабатывать генератор, а там как я понял из разных отзывов оно скачет очень сильно.
    Я сам в электронике не разбираюсь поэтому спрашиваю совета.

  • Ренат, привет!
    Для питания электропотребителей таких как ходовые огни никаких регуляторов и стабилизаторов покупать не надо.
    Все дополнительные потребители лучше сажать на аккумулятор. Это станет ясно как только прикинешь сколько ампер пойдет на фару, магнитолу и матюгальник. Кстати ахтубинские мастера «кастомайзинга» так и делают 8)

  • Привет всем! Хочу подключить электрооборудование в лодке на 12 вольт, помпу, сигнал, магнитолу прикуриватель фару и тд… Подскажите нужно ли докупать к этому мотору регулятор напряжения или стабилизатор? Если нужно какой проще купить. Вообще как здесь прочитал чтобы не замыкать никакие контакты и не палить предохранители хочу тянуть провода от аккумулятора на штекер а уже от него разветлять на тумблеры и потребители.

  • Дмитрий,
    Вот про этот провод идёт речь?
    Проводка_29_12_2011
    Темный, желтый, зеленый. Это для питания бортовой сети и по-моему можно подключить тахометр. Если их замкнуть вылетает большой предохранитель (10 или 20А не помню) который стоит в моторе и так как его с собой никто не возит то нагребёшься от души :) так что поаккуратней с ними. Я их не задействовал ;)

  • Андрей, купил точно такой мотор. Из командера есть провод 3-х жильный — Куда его и зачем? Подскажи пожалуйста. Спасибо.

  • андрей спасибо. живу по принцыпу нетрогай технику и она не подведет.подвела..а 95 у нас с огнем ненайдеш. у мотора моторесурс маленький.

  • виталий,
    Надо знать возраст мотора, масло, бензин :)
    Не глядя я бы рекомендовал:
    1. прочистить фильтр на моторе, в баке и сам бак.
    2. сменить свечи на новые.
    3. заливать масло Ямалубе из металлических банок.
    4. бензин свежий 95-й!
    5.Запустить, прогреть и пройтись на 75 процентов газа минут 10-15.
    затем посмотреть как он работает на малом газу…
    П.С. У кого есть ещё мысли? Присылайте фото зимнего хранения своих моторов будем размещать ;)

  • всем привет.мужыки моя яма на малом газе устраевает такую стрельбу. и часто глохнет посоветуйте что делать

  • Спасибо!
    а вот в инструкции написано обкатка 1;50 а после 1:100
    будет возможность выложу фото страницы книжки!
    но небуду рисковать лутше 1:25

  • виктор,
    Смотри внимательно таблицу на 24 и 26-й странице инструкции на русском языке.
    стр.26 верхняя таблица
    обкатка 25л бензина на 1л масла.
    после обкатки 50л бензина на 1л масла.Т.е. после обкатки на 1л 95-го 0,02л ямалубе 2. По русски на 10л бензина 200мл масла (после обкатки).
    Я демонтировал кабель от аккумулятора :) а кабель от ДУ просто отключил во внешнем разъёме :)

  • Андрей спасибо!
    а как вы демонтировали провода которые на дистануию идут? самостоятельно или на сервисе?
    и у меня ещё один вопрос у меня в инструкции написано что при обкатке использовать смесь бенз\масло 50;1 а после 10ти часов обкатки 100;1 может ли такое быть или это враги какието писали?

  • виктор,
    Отключал провода ДУ. Провода от аккумулятора вообще демотировал и использую мотор без акка уже несколько лет. Все работает. Если Вы спрашиваете про работу без аккумулятора по аналогии с автомобилем, то тут несколько другая ситуёвина :) Все работает исправно.
    П.С. Что касается запитки ходовых огней при таком подключении, тут я пас. Ничего сказать не могу.

  • Андрей подскажи пожалуиста! я видел в одном из коментариев что ты эксперементировал мотор без машинки ду!
    отсоединял ли ты провода от акумуляттора и как работает мотор? я как понимаю при отключеной машинке всё равно в моторе работает генератор! не преведёт ли это к плохим последствиям?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *