Возможность обогрева внутреннего пространства палатки, а теперь – и лодки в холодное время года интересует нас давно. Но до сих пор эта идея не доходила до реализации – то ли по причине лени, то ли из-за рассуждений: ведь ночевали всегда в палатке, тем более, в лодке, без всякого подогрева. Не считая приема согревающих жидкостей.

Можно без обогрева. В лодке можно и без мотора – на вёслах. Да, можно на рыбалку и без лодки – пешком. И так бывало. А есть вариант вообще без рыбалки, как сейчас – сидим на диване и смотрим ролики про рыбалку в И-нете. В том числе – отснятые в ходе прошлогодней «Осенней эпопеи».

И вспоминается давняя идея – соорудить своими руками НЕСЛОЖНЫЙ, надёжный и безопасный мобильный обогреватель. Готовых вариантов масса: электрические коврики, свечи в банках, газовые теплообменники, печи, выносные электрогенераторы и т.п. Не будем здесь всё обсуждать, тем более, критиковать. Описываемая конструкция сильно отличается от перечисленных.

Уже больше 10-ти лет на даче у стены сарая валяются остатки неудачно сконструированного в своё время дымохода. Трубы – из качественной, толстой нержавейки. Но – дымоход одноконтурный, без теплоизоляции, был заменён двухконтурным (крайнее фото в статье) из-за конденсата, закоксовывания и т.п.

Вот из этих труб диаметром – 120 мм., слегка почищенных снаружи и изнутри, решено было сделать обогреватель.

ФОТО 1

В качестве источника тепла – горелка – подобие свечи или спиртовки. Топливо –  спирт, он не даёт дыма/нагара. Горелке требуется дымоход, желательно, чтобы он был горизонтальным (для лодки). Это предполагает наличие принудительной вытяжки с удалением «выхлопа» на некоторое расстояние от «жилой зоны».

К сожалению, мои слесарные навыки – на уровне школьных уроков труда. Я не способен что-то выточить, сварить, фрезернуть. Могу завернуть пару болтов, постучать молотком… В результате родилась такая вот конструкция. «Лего» из труб, под угловой элемент помещается зажжённая горелка. Она нагревает этот элемент и соседний. Длина прямой трубы выбирается такой, чтобы противоположный крайний элемент (использован «сборник конденсата») был не очень горячим. В данном случае – 0,5 м. Имеются такие трубы длиной 0,75 и 1,0 м. Вытяжная труба – из алюминия диаметром 22 мм. Можно использовать пластиковую для горячей воды на 25 или 32 мм. Вытяжной вентилятор – от компьютерного блока питания, помещён в герметичный пластиковый контейнер.

ФОТО 2

ФОТО 3

ФОТО 4

ФОТО 5

ФОТО 6

Все фитинги (соединители) – сантехнические, подобраны из того, что было в наличии. Главное – выбрать такие, у которых ВНУТРЕННЕЕ сечение – наибольшее при стандартном размере резьбы (1/2” или 3/4″). А можно, наверное, обойтись и без резьбовых соединений. Но они позволяют быстро разобрать-собрать аппарат.

ФОТО 7

ФОТО 8

Горелка – из двух металлических банок. Ширина прорези для фитиля – 20 мм. Фитиль – из толстой х.б. ткани (рукав старой рубашки). Топливо – изопропиловый спирт. При испытаниях было залито 50 мл. спирта, время горения – 1,5 часа. То есть – на ночь должно хватить 500 мл. Только банку надо взять побольше. Здесь – от оливок – на 250 мл.  

ФОТО 9

Испытания проводились на неотапливаемом балконе в двух вариантах: с выводом продуктов горения на улицу и на балкон. Во втором случае запах «выхлопа», конечно, чувствовался. Думаю, больше из-за наличия нагара в б/у трубах, который я поленился до конца вычистить.

ФОТО 10

ФОТО 11

Для эксперимента в качестве горелки была также использована обычная парафиновая свеча. Её «теплотворная» способность оказалась значительно ниже, чем у спиртовки. Кроме того, появился нагар в «камере сгорания». Горела свеча 5 часов.

ФОТО 12

Наверняка, можно использовать в качестве топлива керосин или солярку. Работать будет. Но! В трубе образуется слой копоти (нагара), и этот нагар может в самый неудобный момент полыхнуть, что в лодке или палатке очень опасно. И закоксуется вентилятор. Спирт же не коптит.

Запитать вентилятор можно от небольшого аккумулятора, например, на 7 А/ч., время работы от такого аккумулятора – 50 часов, от автомобильного – вечность. При проведении экспериментов был использован самодельный блок питания, что позволило контролировать потребляемый ток, он составил 150 мА.

ФОТО 13

Аппарат работает! Разумеется, мощность обогревателя не очень велика (но больше, чем у 2-х – 3-х свечек), а нам и не требуется нагревать воздух в лодке до 30 градусов. Достаточно приподнять его температуру градусов на 5. Удастся ли это, узнаем, к сожалению, только весной. Пока только «полунатурное моделирование», совмещённое с построением планов весенней рыбалки.

ФОТО 14

17 декабря 2022 г.

Простой обогреватель для палатки и лодки

19 мыслей о “Простой обогреватель для палатки и лодки

  • Пару дней назад был проведён очередной эксперимент — с более мощной горелкой — за счёт увеличения размеров (ширины) фитиля. Расход спирта увеличился, он составил примерно 150 мл. в час. Многовато. Зато нагреть салон автомобиля удалось до более приятной температуры: + 8 градусов. «За бортом» было минус 7. То есть — «дельта» = 15°. Уже неплохо. Но окончательные испытания, разумеется, будут проведены в каюте «Сарепты».
    Ага.

  • Вчера проведены испытания аппарата в условиях, приближенных к реальным. Нагреватель был установлен в салоне автомобиля, внутренний объём которого примерно соответствует размерам каюты «Сарепты». В горелку было залито 150 мл. изопропилового спирта, его хватило на 3,5 часа. В течение этого времени температура в салоне поддерживалась на уровне + 3,5 градуса при этом «за бортом» было минус 3-4 градуса. Примерно такой результат и ожидался. Думаю, эффективность устройства можно повысить раза в два за счет обдува его ещё одним вентилятором для усиления теплоотдачи, а также возможно увеличить мощность горелки (использовать фитиль пошире).
    Ага.

      1. Да, 10° было бы неплохо! Но пока получается 6-7. Маловато. Поэкспериментирую ещё с увеличением размера горелки и обдувом корпуса.
        Ага.

    1. Вот нашел в почте фото к этому сообщению. Новый год, меня можно простить )))

      Фото 1

      Фото 2

      Фото 3

      Фото 4
      Кажется, фото не вставляются в устаревших комментариях, срок корректировки которых пропущен…


  • Для премьеры вставлю сюда. Потом в основную (новую) публикацию. Так вот получается. Философф, Спасибо за подддержку!

  • Частичная разборка аппарата для замены некоторых фитингов (заказаны и получены «правильные») показала наличие большого количества сажи на всей внутренней поверхности устройства и на лопастях вентилятора после использования в качестве горелки ПАРАФИНОВОЙ СВЕЧИ. Горела она всего-то часа два, а как надымила! В дальнейших испытаниях в качестве топлива — ТОЛЬКО СПИРТ изопропиловый.
    Ага.

    1. Добрый день! Я как обычно не успеваю делать всё! Но!…Видео обязательно сюда приделаю!

  • Честно говоря, мне как-то не нравится свеча. Поменяю на 13 или 14 фото.

  • Возможно, конструкция в описанном виде кажется всё-таки довольно сложной. Для палатки её можно упростить: сделать вертикальной, уменьшить — использовать прямой отрезок дымохода и «сборник конденсата», трубу вывести вверх. Вентилятор не нужен. Элементы дымоходов продаются в «печных» магазинах и стоят не очень дорого. Но !!! Такая конструкция должна греть лучше, чем свечка в банке за счёт более мощной горелки и массивного корпуса.
    Безопасность — несомненно выше, чем, скажем, у теплообменника на газе. При недостатке воздуха (в первом варианте при малом диаметре выводящей трубы — 16 мм.) горелка просто погаснет.

    1. Согласен! Должно гореть настоящее топливо! Гореть и давать настоящее тепло. Моя свечка баловство (((

  • Добавлю, что отопление зимней палатки на льду и палатки на берегу осенью-весной имеют варианты различного решения. У меня пока только теоретического… Меня в основном терзала вторая задача )))

    1. ОКР ещё не завершена. Эксперименты продолжаются. Результаты, разумеется, будут здесь опубликованы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *