Возможность обогрева внутреннего пространства палатки, а теперь – и лодки в холодное время года интересует нас давно. Но до сих пор эта идея не доходила до реализации – то ли по причине лени, то ли из-за рассуждений: ведь ночевали всегда в палатке, тем более, в лодке, без всякого подогрева. Не считая приема согревающих жидкостей.
Можно без обогрева. В лодке можно и без мотора – на вёслах. Да, можно на рыбалку и без лодки – пешком. И так бывало. А есть вариант вообще без рыбалки, как сейчас – сидим на диване и смотрим ролики про рыбалку в И-нете. В том числе – отснятые в ходе прошлогодней «Осенней эпопеи».
И вспоминается давняя идея – соорудить своими руками НЕСЛОЖНЫЙ, надёжный и безопасный мобильный обогреватель. Готовых вариантов масса: электрические коврики, свечи в банках, газовые теплообменники, печи, выносные электрогенераторы и т.п. Не будем здесь всё обсуждать, тем более, критиковать. Описываемая конструкция сильно отличается от перечисленных.
Уже больше 10-ти лет на даче у стены сарая валяются остатки неудачно сконструированного в своё время дымохода. Трубы – из качественной, толстой нержавейки. Но – дымоход одноконтурный, без теплоизоляции, был заменён двухконтурным (крайнее фото в статье) из-за конденсата, закоксовывания и т.п.
Вот из этих труб диаметром – 120 мм., слегка почищенных снаружи и изнутри, решено было сделать обогреватель.
ФОТО 1
В качестве источника тепла – горелка – подобие свечи или спиртовки. Топливо – спирт, он не даёт дыма/нагара. Горелке требуется дымоход, желательно, чтобы он был горизонтальным (для лодки). Это предполагает наличие принудительной вытяжки с удалением «выхлопа» на некоторое расстояние от «жилой зоны».
К сожалению, мои слесарные навыки – на уровне школьных уроков труда. Я не способен что-то выточить, сварить, фрезернуть. Могу завернуть пару болтов, постучать молотком… В результате родилась такая вот конструкция. «Лего» из труб, под угловой элемент помещается зажжённая горелка. Она нагревает этот элемент и соседний. Длина прямой трубы выбирается такой, чтобы противоположный крайний элемент (использован «сборник конденсата») был не очень горячим. В данном случае – 0,5 м. Имеются такие трубы длиной 0,75 и 1,0 м. Вытяжная труба – из алюминия диаметром 22 мм. Можно использовать пластиковую для горячей воды на 25 или 32 мм. Вытяжной вентилятор – от компьютерного блока питания, помещён в герметичный пластиковый контейнер.
ФОТО 2
ФОТО 3
ФОТО 4
ФОТО 5
ФОТО 6
Все фитинги (соединители) – сантехнические, подобраны из того, что было в наличии. Главное – выбрать такие, у которых ВНУТРЕННЕЕ сечение – наибольшее при стандартном размере резьбы (1/2” или 3/4″). А можно, наверное, обойтись и без резьбовых соединений. Но они позволяют быстро разобрать-собрать аппарат.
ФОТО 7
ФОТО 8
Горелка – из двух металлических банок. Ширина прорези для фитиля – 20 мм. Фитиль – из толстой х.б. ткани (рукав старой рубашки). Топливо – изопропиловый спирт. При испытаниях было залито 50 мл. спирта, время горения – 1,5 часа. То есть – на ночь должно хватить 500 мл. Только банку надо взять побольше. Здесь – от оливок – на 250 мл.
ФОТО 9
Испытания проводились на неотапливаемом балконе в двух вариантах: с выводом продуктов горения на улицу и на балкон. Во втором случае запах «выхлопа», конечно, чувствовался. Думаю, больше из-за наличия нагара в б/у трубах, который я поленился до конца вычистить.
ФОТО 10
ФОТО 11
Для эксперимента в качестве горелки была также использована обычная парафиновая свеча. Её «теплотворная» способность оказалась значительно ниже, чем у спиртовки. Кроме того, появился нагар в «камере сгорания». Горела свеча 5 часов.
ФОТО 12
Наверняка, можно использовать в качестве топлива керосин или солярку. Работать будет. Но! В трубе образуется слой копоти (нагара), и этот нагар может в самый неудобный момент полыхнуть, что в лодке или палатке очень опасно. И закоксуется вентилятор. Спирт же не коптит.
Запитать вентилятор можно от небольшого аккумулятора, например, на 7 А/ч., время работы от такого аккумулятора – 50 часов, от автомобильного – вечность. При проведении экспериментов был использован самодельный блок питания, что позволило контролировать потребляемый ток, он составил 150 мА.
ФОТО 13
Аппарат работает! Разумеется, мощность обогревателя не очень велика (но больше, чем у 2-х – 3-х свечек), а нам и не требуется нагревать воздух в лодке до 30 градусов. Достаточно приподнять его температуру градусов на 5. Удастся ли это, узнаем, к сожалению, только весной. Пока только «полунатурное моделирование», совмещённое с построением планов весенней рыбалки.
ФОТО 14
17 декабря 2022 г.
Видео от Философфа! В старые комментарии не вставляется (((
Смотрим, лайкаем, обсуждаем )))
Пару дней назад был проведён очередной эксперимент — с более мощной горелкой — за счёт увеличения размеров (ширины) фитиля. Расход спирта увеличился, он составил примерно 150 мл. в час. Многовато. Зато нагреть салон автомобиля удалось до более приятной температуры: + 8 градусов. «За бортом» было минус 7. То есть — «дельта» = 15°. Уже неплохо. Но окончательные испытания, разумеется, будут проведены в каюте «Сарепты».
Ага.
Вчера проведены испытания аппарата в условиях, приближенных к реальным. Нагреватель был установлен в салоне автомобиля, внутренний объём которого примерно соответствует размерам каюты «Сарепты». В горелку было залито 150 мл. изопропилового спирта, его хватило на 3,5 часа. В течение этого времени температура в салоне поддерживалась на уровне + 3,5 градуса при этом «за бортом» было минус 3-4 градуса. Примерно такой результат и ожидался. Думаю, эффективность устройства можно повысить раза в два за счет обдува его ещё одним вентилятором для усиления теплоотдачи, а также возможно увеличить мощность горелки (использовать фитиль пошире).
Ага.
Дельта в 10° это хорошо!
Да, 10° было бы неплохо! Но пока получается 6-7. Маловато. Поэкспериментирую ещё с увеличением размера горелки и обдувом корпуса.
Ага.
Вот нашел в почте фото к этому сообщению. Новый год, меня можно простить )))
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Кажется, фото не вставляются в устаревших комментариях, срок корректировки которых пропущен…
Для премьеры вставлю сюда. Потом в основную (новую) публикацию. Так вот получается. Философф, Спасибо за подддержку!
Частичная разборка аппарата для замены некоторых фитингов (заказаны и получены «правильные») показала наличие большого количества сажи на всей внутренней поверхности устройства и на лопастях вентилятора после использования в качестве горелки ПАРАФИНОВОЙ СВЕЧИ. Горела она всего-то часа два, а как надымила! В дальнейших испытаниях в качестве топлива — ТОЛЬКО СПИРТ изопропиловый.
Ага.
Добрый день! Я как обычно не успеваю делать всё! Но!…Видео обязательно сюда приделаю!
Честно говоря, мне как-то не нравится свеча. Поменяю на 13 или 14 фото.
Ну, №13 — как-то совсем «сбоку». А 14-я — вполне! Согласен.
Ага.
Возможно, конструкция в описанном виде кажется всё-таки довольно сложной. Для палатки её можно упростить: сделать вертикальной, уменьшить — использовать прямой отрезок дымохода и «сборник конденсата», трубу вывести вверх. Вентилятор не нужен. Элементы дымоходов продаются в «печных» магазинах и стоят не очень дорого. Но !!! Такая конструкция должна греть лучше, чем свечка в банке за счёт более мощной горелки и массивного корпуса.
Безопасность — несомненно выше, чем, скажем, у теплообменника на газе. При недостатке воздуха (в первом варианте при малом диаметре выводящей трубы — 16 мм.) горелка просто погаснет.
Согласен! Должно гореть настоящее топливо! Гореть и давать настоящее тепло. Моя свечка баловство (((
Предлагаю Всем подключиться к обсуждению данной темы! У кого какие варианты?
Добавлю, что отопление зимней палатки на льду и палатки на берегу осенью-весной имеют варианты различного решения. У меня пока только теоретического… Меня в основном терзала вторая задача )))
Мой обогреватель послабее будет, но снег топил до пара.
Да это батенька целая ОКР выполнена!
ОКР ещё не завершена. Эксперименты продолжаются. Результаты, разумеется, будут здесь опубликованы.
Несомненно!!!