Государственная инспекция по маломерным судам Российской Федерации (ГИМС России) была образована постановлением Совета Министров РСФСР от 15 июня 1984 года № 259. В состав ГИМС России входили инспекторские отделения, участки, группы и спасательные подразделения (спасательные станции, спасательные посты, маневренные водолазные поисковые группы). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 991, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года № 47 ГИМС России была передана в ведение МЧС России.

Телефон «горячей линии» ГИМС МЧС России (495) 449-98-64 (с 9-00 до 18-00 по рабочим дням). Телефон ГИМС в городе Ахтубинске (85141) *-**-**.

Основными задачами ГИМС МЧС России являются:
осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;
обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

ГИМС МЧС России осуществляет следующие основные функции:
организует в пределах своей компетенции надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах;
осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда;
осуществляет учет, ежегодное техническое освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами;
осуществляет аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерным судном;
осуществляет в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;
участвует в поиске и спасании людей на водных объектах;
осуществляет ведение единого реестра зарегистрированных маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.

Государственные инспекторы по маломерным судам имеют право:
1) запрещать эксплуатацию маломерных судов в случаях, если: судно не прошло государственную регистрацию и (или) ежегодное техническое освидетельствование (осмотр); в процессе эксплуатации судна обнаружены неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация; судно эксплуатируется с нарушением норм пассажировместимости или ограничений по району и условиям плавания. Эксплуатация маломерного судна запрещается до устранения причин нарушения путем внесения соответствующей записи в судовой билет и (или) составления акта о запрещении его эксплуатации;
2) помещать маломерные суда в установленном порядке на стоянку и хранение в случаях: управления маломерным судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения; уклонения судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Передача задержанного маломерного судна на хранение на специализированную стоянку осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. № 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации»*  и  приказом  МЧС  России  от 21.05.2004 № 230 «О формах служебной документации по задержанию маломерных судов, помещению их на специализированную стоянку и хранению»**;
3) останавливать при необходимости маломерные суда, проверять у судоводителей удостоверения на право управления маломерными судами и регистрационные документы на маломерное судно. Маломерное судно останавливается подачей сигналов, установленных Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.10.2002 № 129*, Международными правилами предупреждения столкновения судов в море** и (или) по громкоговорящей связи командой: «Маломерному судну (тип судна) бортовой номер (название) застопорить ход (остановиться, лечь в дрейф, подойти к берегу, причалу, борту) для проверки документов (другая причина)». Государственный инспектор по маломерным судам при подходе (прибытии на борт) к остановленному маломерному судну обязан представиться судоводителю, четко назвать свою должность, фамилию, имя, отчество, предъявить служебное удостоверение и объявить причину остановки судна;
4) отстранять от управления маломерными судами лиц, находящихся в состоянии опьянения, а также лиц, не имеющих удостоверения на право управления маломерными судами или грубо нарушивших правила пользования этими судами. Отстранение от управления маломерными судами указанных лиц осуществляется при совершении этими лицами административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 11.7, статьей 11.9 и статьей 11.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях***, путем изъятия удостоверения на право управления маломерными судами и внесения соответствующей записи в протокол об административном правонарушении. Лицо, которое управляет маломерным судном и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления судном и направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях предусмотренных  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и  применять в пределах своей компетенции административные наказания к должностным лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение;
6) использовать в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для доставки в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, и транспортировки поврежденных при авариях маломерных судов суда и транспортные средства юридических и физических лиц, кроме судов и транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств и международным организациям. В указанных случаях, по требованию судоводителей привлеченных маломерных судов и водителей транспортных средств, государственный инспектор по маломерным судам выдает справку или делает запись в путевом листе (с указанием цели, продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей должности, подразделения, фамилии и номера служебного удостоверения).

2. Главный государственный инспектор по маломерным судам, заместители Главного государственного инспектора по маломерным судам и главные государственные инспекторы по маломерным судам субъектов Российской Федерации пользуются правами, указанными в п.1 настоящего Порядка, а также имеют право:
запрещать эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также использование пляжей, состояние которых не соответствует требованиям правил по обеспечению безопасности их эксплуатации, охраны жизни людей на воде, угрожает безопасности судоходства и мореплавания. Решение о запрещении эксплуатации баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также использования пляжей выносится на основании составленного акта и действует в течение установленного в решении срока.

Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации

I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации и распространяются на принадлежащие юридическим и физическим лицам:
самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а  также принадлежащих физическим  лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок – менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов – менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;
прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и  плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания.
2. Контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — ГИМС МЧС России).

II. Порядок пользования маломерными судами
3. Пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра),  с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.
4. Государственную регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центры Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации.
5. К управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.
6. На водных объектах, не имеющих судоходной (навигационной) обстановки, маневрирование маломерных судов при расхождении должно осуществляться с учетом правостороннего движения (левыми бортами).
7. Безопасная скорость движения маломерных судов на акваториях в границах населенных пунктов и баз (сооружений) для стоянок маломерных судов устанавливается Главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации применительно к местным условиям и в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.10.2002 № 129, зарегистрированным в Минюсте России 30 декабря 2002 г. № 4088 (далее – ППВВП).
8. При плавании на маломерных судах запрещается:
а) управлять маломерным судном:
не зарегистрированным в установленном порядке;
не прошедшим технического освидетельствования (осмотра);
не несущим бортовых номеров;
переоборудованным без соответствующего разрешения;
с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;
без удостоверения на право управления маломерным судном;
в состоянии опьянения;
б) передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;
в) превышать установленные скорости движения;
г) нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков;
д) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;
е) заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;
ж) в целях обеспечения безопасности людей  заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах;
з) приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) к ограждению границ заплыва на пляжах и других организованных мест купания;
и) перевозить на судне детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых;
к) швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной  близости  от  транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству;
л) устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;
м) использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий;
н) осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;
о) осуществлять заправку топливом без соблюдения соответствующих мер пожарной безопасности;
п) выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости;
р) осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам;
с) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;
т) нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов.
9. Пользование маломерными судами запрещается при следующих неисправностях:
а) наличие сквозных пробоин корпуса судна независимо от их местонахождения;
б) отсутствие или разгерметизация гермоотсеков и (или) воздушных ящиков судна;
в)     отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы;
г) наличие утечек топлива, вибрации, отсутствие или неисправность глушителя,    повреждение системы дистанционного управления двигателем, необеспечение надежного включения (выключения) реверс-редуктора, неисправность блокировки запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе;
д) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете;
е) отсутствие, неисправность, или несоответствие отличительных огней установленным требованиям.

III. Обязанности судоводителей маломерных судов
10. Судоводители маломерных судов (далее – судоводители) предъявляют для проверки государственному инспектору по маломерным судам следующие документы:
а) удостоверение на право управления маломерным судном;
б) судовой билет маломерного судна.
11. Судоводитель обязан:
а) выполнять требования настоящих Правил, ППВВП, Международных правил предупреждения столкновения судов в море, принятых Лондонской Конвенцией о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года*,  обязательных постановлений капитанов морских и морских рыбных портов, правил пропуска судов и составов через шлюзы, правил охраны жизни людей на воде и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды;
б) проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами;
в) перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне, обеспечить их безопасность при посадке, высадке и на период пребывания на судне;
г) осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих установленному классу судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания;
д) прекращать движение судна при обнаружении установленного сигнала об  остановке,  поданного государственным инспектором по маломерным судам или иным   должностным   лицом,   имеющим   на   то   право,    и    передавать регистрационные и судоводительские документы для проверки;
е) оказывать помощь людям, терпящим бедствие на воде, сообщать в территориальный орган или подразделение ГИМС МЧС России обстоятельства аварийного происшествия с судами и несчастных случаев с людьми на водных объектах;
ж)  выполнять требования должностных лиц ГИМС МЧС России, других контрольных и надзорных органов по вопросам, относящимся к безопасности плавания, соблюдению правопорядка, охране жизни людей и окружающей среды на водных объектах;
з) сообщать в территориальные органы и подразделения ГИМС МЧС России, природоохранные и рыбоохранные органы о случаях загрязнения окружающей среды, выбросах неочищенных сточных вод, массовой гибели рыбы и других биоресурсов;
и) выполнять установленные требования и правила при пользовании базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов.
*Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. XXXIII.-М., 1979, стр. 435-461.

IV. Организация выпуска маломерных судов с баз (сооружений) для их стоянок
12. На базе (сооружении) для стоянок маломерных судов устанавливается режим, предусматривающий контроль за  выходом  в плавание и возвращением на базу маломерных судов, их исправностью, наличием у судоводителей обязательных судовых и судоводительских документов, за соблюдением норм пассажировместимости и грузоподъемности, а также оповещение судоводителей о прогнозе погоды.
13. При выходе маломерного судна в плавание и при его возвращении на базу   в   журнале   учета   выхода   (прихода)  судов  должна  быть  произведена порядковая запись: бортовой номер судна, фамилия и инициалы судоводителя, время выхода судна, цель и маршрут плавания, пункт назначения, фактическое время возвращения на базу.
14. Выпуск маломерных судов с базы (сооружения) для их стоянок не производится в случаях:
а) непредъявления судоводителем удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета с отметкой о прохождении ежегодного технического освидетельствования (осмотра);
б) отсутствия бортового номера или его несоответствия записям в судовом билете;
в) отсутствия у судоводителя документа на право пользование судном (при отсутствии на борту собственника судна или судовладельца);
г) обнаружения на судне неисправностей, с которыми запрещено его пользование;
д) отсутствия на судне указанных в судовом билете спасательных, противопожарных и водоотливных средств;
е)   нарушения норм пассажировместимости и грузоподъемности;
ж) размещения пассажиров (грузов), вызывающего опасный крен или дифферент;
з) наличия на судне взрывоопасных и огнеопасных грузов, если судно не предназначено (не приспособлено) для перевозки этих грузов или если их перевозка осуществляется совместно с пассажирами;
и) если прогнозируемая и фактическая гидрометеообстановка на водоеме опасна для плавания судна данного типа;
к) нахождения судоводителя в состоянии опьянения.
15. Маломерные суда, прибывшие на базу в неисправном или аварийном состоянии, осматриваются с последующей краткой записью о их техническом состоянии в журнале выхода (прихода) судов. Информация об аварийных судах сообщается в территориальный орган или подразделение ГИМС МЧС России.

Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам

I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок государственной регистрации маломерных судов (далее – суда), поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – ГИМС МЧС России).
2. Государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:
самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок — менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов — менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;
прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания.
3. Судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежат государственной регистрации в судовой книге (приложение № 1).
Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Государственная регистрация судна в судовой книге, прав собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременений) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
С момента государственной регистрации судна в судовой книге оно приобретает  право  плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
4. Государственной регистрации в судовой книге подлежат следующие вещные права на судно (регистрация производится в разделе I  «Государственная регистрация судов и прав на них» судовой книги):
право собственности;
право хозяйственного ведения;
право оперативного управления.
Датой государственной регистрации судна и права собственности на него является день внесения соответствующих записей в судовую книгу.
5. Государственной регистрации в судовой книге подлежат следующие ограничения (обременения) прав на судно (регистрация производится в разделе II  «Государственная регистрация ипотек и других ограничений (обременений) прав на суда» судовой книги):
залог (ипотека);
аренда (лизинг);
доверительное управление;
арест судна;
иные ограничения (обременения).
Ипотека и другие ограничения (обременения) прав на судно  регистрируются на день подачи заявления об их государственной  регистрации.
6. Проведенная государственная регистрация судна и  прав на него, а также  ограничения (обременения) прав на судно удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи (проставления штампа) на оригинале предъявленного правоустанавливающего документа, подтверждающего законность приобретения судна, либо устанавливающего ипотеку или другое ограничение (обременение) прав на судно (приложение № 2).  При государственной регистрации  судна  и прав на него проставляется присвоенный судну регистрационный номер, а при государственной регистрации ограничения (обременения) прав на судно – регистрационный номер и идентификационный номер регистрационной записи, состоящий из номера судовой книги, в которой зарегистрирована ипотека или другое ограничение  (обременение) прав на судно,  и порядкового номера записи в разделе II судовой книги.
7. Судно, зарегистрированное в иностранном государстве, может быть зарегистрировано в судовой книге только после его исключения из соответствующих реестров (книг) иностранных государств и представления документа об исключении.
8. За государственную регистрацию судов и ограничений (обременений) прав на них (ипотека, доверительное управление и другие) в судовых книгах, вносимые в судовые книги изменения (перемена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименования юридического лица, его места нахождения и полного адреса, переоборудование судна и другие), выдачу судовых билетов, повторную государственную регистрацию судов уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены положениями законодательства Российской Федерации.
9. Сведения, содержащиеся в судовой книге, предоставляются любому заинтересованному лицу, предъявившему документ, удостоверяющий его  личность, и заявление в письменной форме (юридическому лицу – документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
Выписки из судовых книг, оформленные в установленном порядке, должны содержать сведения о судне, судовладельце,  зарегистрированных правах на судно, а также об ограничениях (обременениях) прав на судно и предоставляются в установленном порядке.
Запрошенная информация или письменный мотивированный отказ в ее получении предоставляются заявителю в течение пяти дней.
10. В случае неправомерных действий должностных лиц при регистрации судовладелец вправе подать жалобу в вышестоящий орган ГИМС МЧС России либо обратиться в суд.
11. Лица, нарушившие настоящие Правила, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Государственная регистрация судов и прав на них
12. Физические и юридические лица представляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию маломерных судов — государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (далее – ГИМС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации) и центры ГИМС МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее – органы государственной регистрации), документы для государственной регистрации принадлежащих им маломерных судов, независимо от их технического состояния, в течение месяца со дня приобретения ранее незарегистрированных судов, таможенного оформления приобретенных за пределами Российской Федерации судов, первичного технического освидетельствования судов индивидуальной постройки, а для повторной государственной регистрации судов — в течение двух недель со дня возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Суда промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя, также до государственной регистрации должны пройти первичное техническое освидетельствование.
13. Суда и вещные права на них регистрируются по заявлению их владельцев, правомочность которых регламентируется положениями гражданского законодательства Российской Федерации,  по месту их жительства (месту нахождения) либо по месту постоянного базирования (стоянки) судов в двухнедельный срок со дня поступления в орган государственной регистрации необходимых документов.
14. Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на судно и сделок с ним, являются собственники судов и обладатели иных, подлежащих государственной регистрации прав на них, судовладельцы, с одной стороны, и органы государственной регистрации — с другой.
Должностные лица ГИМС МЧС России обязаны давать судовладельцам разъяснения по вопросам регистрационных действий.
15. Судно и право собственности на него регистрируются на имя собственника (собственников) судна.
В случае наличия нескольких собственников (сособственников) судна государственная регистрация судна и права собственности на долю в общей долевой собственности на него производятся на каждого из собственников судна.
После государственной регистрации судна и права собственности на него выдается судовой билет маломерного судна (далее – судовой билет), который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности указанному в нем судовладельцу (судовладельцам)  и вместимость судна (приложение № 3).
Судовой билет является документом, подлежащим учету, а также имеет учетные степень и номер. Бланки судовых билетов изготавливаются централизованно в установленном порядке по заказу МЧС России.
Судовой билет хранится у судовладельца. На судне должна находиться копия судового билета, заверенная в установленном порядке.
При государственной регистрации судна, находящегося в общей долевой собственности, судовой билет выдается каждому сособственнику с указанием всех сособственников и размеров их долей в общей собственности в разделе «Особые отметки и дополнительные сведения». В этом случае все судовые билеты, выданные на одно судно,  имеют одинаковую юридическую силу.
В судовых билетах прогулочных моторных судов, используемых в целях мореплавания и имеющих главные двигатели мощностью 55 кВт и более, на внутренней стороне первого листа обложки проставляется штамп «ПРОГУЛОЧНОЕ».
16. При государственной регистрации права на долю в общей долевой собственности на судно регистрационная карточка — заявление заполняется и представляется каждым сособственником с указанием доли в общей долевой собственности на судно с приложением правоустанавливающих документов.
17. При государственной регистрации прав собственности на несколько судов, принадлежащих одному собственнику, на каждое судно оформляются регистрационные документы и выдается судовой билет.
18. Государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации,  и следующих документов:
1) заполненной регистрационной карточки — заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги (приложение № 4 – форма для физического лица и приложение № 5 – форма для юридического лица);
2) документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется), и для иностранных граждан или для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вид на жительство;
3) подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему:
справка-счет;
товарный чек;
договор купли-продажи или дарения;
свидетельство о праве на наследство;
судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации;
документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств;
иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
4) подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации;
5) документа, подтверждающего уплату  государственной пошлины за государственную регистрацию судна  и выдачу судового билета.
Записи во всех представленных на государственную регистрацию судна документах должны быть произведены на русском языке (или иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык).
Официальные иностранные документы, представляемые при регистрации, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом.
Проверка юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав на судно, осуществляется органом государственной регистрации судна.
19. Для государственной регистрации судна, принадлежащего юридическому лицу, дополнительно представляются:
подлинники и  копии документов, подтверждающие его государственную регистрацию как юридического лица;
справка о наличии на его балансе регистрируемого судна;
копия приказа руководителя о назначении лица, ответственного за эксплуатацию судна;
надлежащим образом оформленная доверенность на лицо, представляющее материалы для государственной  регистрации судна.
20. Для государственной регистрации судна, принадлежащего иностранному гражданину, дополнительно к документам, указанным в пункте 19 настоящих Правил, предъявляется один из следующих документов:
дипломатическая карточка, документ, удостоверяющий личность гражданина или служебная карточка Министерства иностранных дел Российской Федерации (для сотрудников дипломатических представительств или других международных организаций, аккредитованных при МИД России);
Государственная регистрация судов, принадлежащих  иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, производится на общих основаниях.
21. Представленные для государственной регистрации судна документы, имеющие подчистки, приписки, зачеркнутые слова, иные исправления, не заверенные в установленном порядке, либо имеющие записи, выполненные карандашом, к производству регистрационных действий не принимаются.
22. Зарегистрированному судну присваивается регистрационный (бортовой) номер, судовладельцу  или его доверенному лицу выдается оформленный судовой билет  и  возвращаются  подлинники документов, предусмотренные  подпунктами 3 и 4 пункта 18 и пунктом 19 настоящих Правил, с нанесенной на них записью  о произведенной государственной регистрации с указанием присвоенного судну регистрационного номера.
Регистрационная карточка — заявление судовладельца, а для используемых в целях мореплавания, прогулочных парусных судов и прогулочных судов с главными двигателями мощностью 55 кВт и более – и копии правоустанавливающих документов, указанные в подпунктах 3 и 4 пункта 18 и пункте 19 настоящих Правил, хранятся в картотеке в органе государственной регистрации.
23. Факт получения судового билета удостоверяется подписью собственника (собственников)  судна или его (их)  доверенного лица в судовой книге.
24. При утере, порче судового билета на основании заявления собственника судна или его доверенного лица после проведения первичного технического освидетельствования судна выдается дубликат судового билета. В судовом билете ставится штамп «ДУБЛИКАТ», а в судовой книге делается соответствующая отметка с указанием номера и даты выдачи нового судового билета.
25. Регистрационный номер моторного (парусно-моторного) судна состоит из трех букв (литер) русского алфавита и четырех цифр, соответствующих присвоенному номеру государственной регистрации в судовой книге.
Первая буква «Р» обозначает Российскую Федерацию, вторая и третья — субъект Российской Федерации, в котором зарегистрировано судно. Литеры регистрационных номеров по субъектам Российской Федерации утверждаются МЧС России (Приложение № 6).
Номер для судна, являющегося собственностью физического лица, записывается в виде буквы «Р», четырехзначного числа и двух букв (например: Р 00-24 МО), номер для судна, являющегося собственностью юридического лица, записывается в виде трех букв и четырехзначного числа (например: РМО 11-02).
Гребным и несамоходным судам буква «Р» не присваивается.
Регистрационный номер наносится контрастной несмываемой краской на обоих бортах судна на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина — 100 мм, а толщина линий — 15-20 мм.
В случае невозможности выполнить настоящие требования в силу конструктивных особенностей судна, размеры и место нанесения номера определяются органом государственной регистрации.
По желанию судовладельца судну наряду с номером присваивается название, которое указывается в заявлении судовладельца.
Название судна наносится на оба борта в кормовой части судна.
Регистрационный номер или название судна наносятся также с внутренней стороны судна в месте, определенном органом государственной регистрации.
26. В судовую книгу (раздел I) вносятся следующие основные сведения:    1) порядковый номер записи, регистрационный номер судна и дата его регистрации;
2) наименование места государственной регистрации судна (наименование субъекта Российской Федерации, инспекторского отделения или участка – указывается на титульном листе);
3) название судна (прежнее название и место предыдущей регистрации судна, если таковые имеются, указываются в регистрационной карточке – заявлении судовладельца) и позывной сигнал судна (если таковой имеется);
4) тип и назначение судна;
5) наименование судостроительной верфи, место и год постройки судна;
6) заводской номер судна (корпуса), его главные размерения, вместимость, полная грузоподъемность, пассажировместимость, район плавания, условия  плавания и формула класса судна;
7) заводской номер (номера) и мощность главного двигателя или подвесного мотора (подвесных моторов);
8 ) имя, гражданство и адрес собственника (собственников), а для юридического лица – его наименование и место нахождения (орган, зарегистрировавший юридическое лицо, номер и дата его регистрации как юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и другие идентификационные номера судовладельца указываются в регистрационной карточке – заявлении судовладельца);
9) доля каждого из собственников в общей долевой собственности, если имеется несколько собственников;
10) основания возникновения права собственности на судно или часть судна (договор купли-продажи и документы регистрационной карточки – заявления судовладельца);
11) имя и адрес судовладельца, если он не является собственником судна; право на владение судном;
12) имя и адрес доверительного управляющего при передаче судна в управление ему;
13) данные о зарегистрированном залоге (ипотеке) и других ограничениях (обременениях) прав на  судно;
14) подпись должностного лица (регистратора), осуществившего государственную регистрацию судна и прав на него;
15) основание и дата исключения судна из судовой книги.
27. Основанием для отказа в государственной регистрации судна и прав на него может служить только невыполнение требований настоящих Правил и законодательства Российской Федерации.
В государственной регистрации судна и прав на него может быть отказано в случае, если:
1) с заявлением о регистрации обратилось ненадлежащее лицо;
2) не соблюдены требования об исключении судна из прежнего реестра судов (судовой книги);
3) документы, представленные на государственную регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
4) лицо, выдавшее правоустанавливающий документ на судно, не уполномочено распоряжаться правами на судно;
5) правоустанавливающий документ на судно свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно;
6) права на судно, о регистрации которых просит заявитель, не являются правами, подлежащими государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оформление отказа в государственной регистрации судна и прав на него  производится руководителем соответствующего органа государственной регистрации письменно с указанием конкретных причин отказа.
28. Государственная регистрация судна и прав на него, произведенная с нарушением требований законодательства Российской Федерации и настоящих Правил, а также при установлении впоследствии обстоятельств, служащих основанием для отказа в государственной регистрации, считается недействительной.
В этом случае судовой билет сдается в орган государственной регистрации, в нем ставится отметка «РЕГИСТРАЦИЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНА». Такие же отметки делаются в судовой книге и регистрационной карточке — заявлении, которая хранится в картотеке снятых с учета судов.
29. О любом изменении сведений, вносимых в судовую книгу, собственник судна обязан сообщить в орган, в котором зарегистрировано судно, в течение двух недель со дня, когда ему стало известно о таком изменении.

30. Повторная государственная регистрация судна производится в случаях:
1) изменения места жительства (места нахождения) судовладельца, либо места постоянного базирования (стоянки) судна, связанных со сменой субъекта Российской Федерации;
2)   изменения данных владельца судна;
3) изменения параметров, занесенных в судовой билет, вследствие переоборудования корпуса судна или изменения количества двигателей или замены двигателя (двигателей) на более мощные;
31. Повторная государственная регистрация судна (с присвоением нового регистрационного номера)  производится на основании:
письменного заявления судовладельца с предъявлением документов, подтверждающих необходимость повторной государственной регистрации;
судового билета;
паспорта (или другого документа, удостоверяющего личность судовладельца);
платежных документов об уплате государственной пошлины за    государственную регистрацию и о внесении платы (сбора) за техническое освидетельствование судна на годность к плаванию.
При повторной государственной регистрации судна судовладельцу выдается новый судовой билет либо в судовой билет вносятся необходимые изменения.
32.  При изменении места жительства (места нахождения) судовладельца либо места постоянного базирования (стоянки) судна в пределах одного и того же субъекта Российской Федерации, а также при замене двигателя (двигателей) на менее мощные или той же мощности вносятся изменения в судовую книгу и судовой билет без оформления повторной регистрации судна (без изменения регистрационного номера).

III. Государственная регистрация залога (ипотеки) судна и других ограничений (обременений) прав на  судно
33. Государственная регистрация ипотеки судна, ограничений (обременений) прав на него или иной сделки с судном возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данное судно. Государственная регистрация ипотеки судна и других ограничений (обременений) прав на  судно производится органом государственной регистрации в разделе II той же судовой книги, в которой зарегистрировано судно.
34. Ипотека судна регистрируется на основании заявления залогодателя (владельца судна) при наличии государственной регистрации права собственности на него с участием сторон договора об ипотеке или их доверенных лиц в двухнедельный срок со дня поступления в орган государственной регистрации необходимых для регистрации документов.
В заявлении о государственной регистрации ипотеки судна должны быть указаны:
данные, идентифицирующие судно (регистрационный номер, название, место его регистрации, тип и класс, вместимость);
имя и адрес залогодателя ипотеки;
имя и адрес залогодержателя ипотеки;
максимальный размер обязательства, обеспеченного ипотекой;
дата окончания ипотеки судна.
К заявлению прилагаются:
1) подлинники и копии нотариально удостоверенного договора об ипотеке судна, а также документов, указанных в договоре. В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом;
2) подлинники и копии согласия в письменной форме всех собственников судна с установлением ипотеки на судно на условиях предъявленного договора об ипотеке (при нахождении судна в общей собственности, а также в случае, если залогодатель владеет судном с согласия его собственника (собственников) на праве хозяйственного ведения);
3)  материалы по стоимостной оценке судна, являющегося предметом ипотеки;
4) документы, удостоверяющие личности залогодателя и залогодержателя (кредитора) или их доверенных лиц;
5) подлинник и копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (представляют юридические лица — участники договора об ипотеке судна);
6) судовой билет на судно, являющееся предметом ипотеки, с отметкой о прохождении очередного ежегодного технического освидетельствования (предъявляется);
7) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию ипотеки судна;
8 ) опись представленных документов в двух экземплярах.
Ипотека судна регистрируется на день получения заявления о ее государственной регистрации.
35. В судовую книгу (в раздел II) вносятся все сведения, указанные в заявлении о государственной регистрации ипотеки судна.
В графе «Особые отметки и дополнительные сведения» раздела I судовой книги, в которой зарегистрировано судно, для которого установлена ипотека,  делается запись «ИПОТЕКА» и указывается порядковый номер записи о регистрации ипотеки судна в разделе II судовой книги.
36. После государственной регистрации ипотеки судна залогодателю и залогодержателю возвращаются подлинники документов, указанные в подпунктах 2, 3 и 6 пункта 34 c отметкой (штампом) о произведенной регистрации, а остальные документы и копия свидетельства о государственной регистрации ипотеки судна прикладываются к регистрационной карточке — заявлению судовладельца судна.
37. В государственной регистрации ипотеки судна может быть отказано в следующих случаях:
1) если любые сведения, содержащиеся в договоре либо в заявлении, не соответствуют представленным на регистрацию документам;
2) при невозможности оформления свидетельства о государственной регистрации ипотеки судна ввиду отсутствия в договоре об ипотеке сведений, необходимых для включения в свидетельство о государственной регистрации ипотеки судна;
3) при несоответствии представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации.
Плохое техническое состояние судна не может являться основанием для отказа в государственной регистрации ипотеки судна, если это оговорено договором об ипотеке.
При наличии основания для отказа в государственной регистрации ипотеки судна орган государственной регистрации дает письменный мотивированный отказ в течение срока, установленного для государственной регистрации ипотеки судна.
38. Основаниями для прекращения ипотеки судна являются:
1) погашение денежного долга;
2) прекращение денежного обязательства иными, чем погашение, способами (принудительной продажей и др.);
3) гибель судна, за исключением случаев, если залогодержатель ипотеки судна может осуществить свое требование к страховому возмещению, причитающемуся в связи с гибелью судна в соответствии с договором страхования.
При представлении доказательств о прекращении ипотеки судна орган государственной регистрации вносит в судовую книгу запись о прекращении его ипотеки.

Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам

I. Общие положения
1.1. Настоящие Правила устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — Государственная инспекция).
1.2. Государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах;
прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания.
1.3. При аттестации осуществляется проверка навыков практического управления маломерным судном и прием экзаменов экзаменационными комиссиями государственных инспекций по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центров Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации, по результатам которой судоводителям выдаются удостоверения на право управления маломерным судном (далее — удостоверения).
1.4. К сдаче экзаменов на право управления маломерными судами допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, признанные годными по состоянию здоровья к управлению этими судами и имеющие специальную теоретическую и практическую подготовку в объеме не ниже типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов, разрабатываемой Государственной инспекцией.

II. Порядок образования и организация работы экзаменационных комиссий
2.1. Экзаменационные комиссии формируются Главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации и проводят свою работу под непосредственным руководством руководителей инспекторских подразделений (отделений, участков, групп экзаменационной работы) центров Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее – инспекторские подразделения).
В Государственной инспекции по маломерным судам в составе Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, не имеющей в своем составе инспекторских подразделений, руководство экзаменационной комиссией осуществляет Главный государственный инспектор по маломерным судам субъекта Российской Федерации.
2.2. В состав экзаменационных комиссий  включаются аттестованные специалисты водного транспорта, имеющие высшее или среднее специальное образование.
2.3. Распорядок работы экзаменационных комиссий и список  лиц, допускаемых к работе в их составе,  утверждаются ежегодно до 10 января текущего года Главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации.
Председателем экзаменационной комиссии, как правило, назначается старший государственный инспектор по маломерным судам – руководитель инспекторского подразделения.
2.4. Количественный и персональный состав экзаменационной комиссии на каждое очередное заседание определяется ее председателем исходя из объема предстоящей работы, но не менее чем в составе трех человек.
2.5. Преподаватели курсов и школ по подготовке судоводителей маломерных судов в состав экзаменационной комиссии по приему экзаменов у выпускников групп, в которых ими велось преподавание, не включаются.
2.6. Экзаменационные билеты утверждаются Главным государственным инспектором по маломерным судам в соответствии с требованиями настоящих Правил и типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов, разрабатываемой Государственной инспекцией.

III. Порядок допуска судоводителей маломерных судов к сдаче экзаменов
3.1. Для допуска судоводителей маломерных судов к сдаче экзаменов на право управления маломерным судном в экзаменационную комиссию представляются следующие документы:
3.1.1. заявление на бланке личной карточки судоводителя (приложение № 1);
3.1.2. копия диплома (свидетельства) об окончании учебного заведения по судоводительской специальности либо справка об окончании курсов (школы) по подготовке судоводителей маломерных судов;
3.1.3. медицинская справка о годности к управлению маломерным судном;
3.1.4. две фотографии размером 3х4 см;
3.1.5. документ, удостоверяющий личность судоводителя (предъявляется в день сдачи экзаменов).
3.2. Судоводители, не представившие требуемые документы в полном объеме, к сдаче экзаменов не допускаются.
3.3. Допуск судоводителей к сдаче экзаменов (собеседованию,  при обстоятельствах, предусмотренных пунктом 4.7. настоящих Правил) на право управления маломерным судном производится председателем экзаменационной комиссии после проверки документов, указанных в пункте 3.1. настоящих Правил.
Решение о допуске к сдаче экзаменов судоводителей после самостоятельной подготовки (экстерном) принимает Главный государственный инспектор по маломерным судам субъекта Российской Федерации по представлению председателя экзаменационной комиссии.
3.4. Принятое решение о допуске судоводителя к сдаче экзаменов оформляется письменно на бланке личной карточки судоводителя с объявлением ему места, даты и времени заседания экзаменационной комиссии.
В случае отказа в допуске к сдаче экзаменов, личная карточка судоводителя с указанием в ней причин отказа вместе с представленными документами возвращается судоводителю.
3.5. Поступившие заявления судоводителей о несогласии с причинами отказа в допуске к сдаче экзаменов рассматриваются Главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации в 5-дневный срок со дня их поступления.
3.6. Председатель экзаменационной комиссии при подготовке к очередному заседанию:
вносит в протокол (приложение № 2) заседания экзаменационной комиссии (далее – протокол) фамилии экзаменаторов из числа лиц, допущенных к работе в составе экзаменационной комиссии и секретаря;
распределяет обязанности между членами комиссии;
устанавливает порядок работы комиссии (очередность приглашения экзаменующихся, время подготовки, формы опроса и т.д.);
обеспечивает наличие билетов, пособий, макетов, стендов, плакатов и других необходимых материалов;
проверяет исправность используемых технических средств;
передает секретарю экзаменационной комиссии документы на аттестуемых лиц.

IV. Проведение экзаменов
4.1. Секретарь экзаменационной комиссии на основании документа, удостоверяющего личность гражданина, сдающего экзамен, выдает ему личную карточку судоводителя с отметкой о допуске к сдаче экзаменов (собеседованию), вносит фамилию, имя, отчество в протокол и разъясняет порядок сдачи экзаменов (собеседований).
4.2. Экзамены на право управления маломерным судном сдаются в объеме типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов по судовождению для соответствующего района плавания и по правилам пользования маломерными судами с последующим проведением проверки навыков практического управления соответствующего типа маломерного судна.
4.3. Прием экзаменов осуществляется экзаменаторами в соответствии с распределенными председателем комиссии обязанностями.
4.4. Экзаменационные билеты составляются отдельно для каждого района плавания.
4.5. Оценка знаний производится по зачетной системе. Экзамен считается несданным, если экзаменующийся не смог дать правильный ответ более чем на два вопроса по билету.
Результаты экзаменов оформляются соответствующей записью экзаменаторов в личной карточке судоводителя («зачет» или «незачет»).
4.6. Лица, получившие «незачет», допускаются к переэкзаменовке, как правило, не ранее, чем через 7 дней.
4.7. Лица, предъявившие в составе документов, перечисленных в пункте 3.1. настоящих Правил, дипломы (свидетельства) на право занятия судоводительских должностей, а также дипломы яхтенных капитанов, удостоверения яхтенных рулевых, судоводительские национальные или международные документы, от сдачи экзаменов на право управления соответственно моторным или парусным маломерным судном освобождаются. Выдача этим лицам удостоверения  производится по результатам собеседования с ними на заседании экзаменационной комиссии в объеме требований правил пользования маломерными судами.
4.8. Личные карточки судоводителей с результатами экзаменов (собеседования) сдаются секретарю экзаменационной  комиссии.
4.9. После окончания заседания экзаменационной комиссии протокол подписывается всеми членами комиссии. Исправления  в протоколе не допускаются.
4.10. Секретарь комиссии после оформления результатов сдачи экзаменов, информирует экзаменующегося о порядке получения удостоверения и условиях проведения проверки навыков практического управления маломерным судном, а при необходимости – порядке переэкзаменовки.
4.11. Разногласия экзаменующегося с членами комиссии по оценке его знаний рассматриваются председателем экзаменационной комиссии.
4.12. Протокол оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр  направляется в орган управления  центра Государственной инспекции по маломерным судам по субъекту Российской Федерации, другой — остается на постоянное хранение в инспекторском подразделении.
4.13. Личная карточка судоводителя с внесенными результатами экзаменов (собеседования) остается в инспекторском подразделении до выдачи удостоверения.

V. Оформление и выдача удостоверений
5.1. Судоводителям, успешно сдавшим экзамены, выдаются удостоверения установленного образца (приложение № 3). В удостоверении, протоколе заседания экзаменационной комиссии и личной карточке судоводителя делаются соответствующие отметки о типах маломерных судов, которыми разрешается управлять судоводителю, и о разрешенном районе плавания.
5.2. Типы маломерных судов, на право управления которыми выдаются удостоверения: катер, моторная лодка, парусное судно, гидроцикл.
5.3. Отметка о праве управления парусным судном производится в удостоверении при предъявлении судоводителем следующих квалификационных документов:
5.3.1. для управления судном, имеющим площадь парусов 60 кв.м и более, — диплом яхтенного капитана;
5.3.2. для управления судном, имеющим площадь парусов до 60 кв.м, — удостоверение яхтенного рулевого 1 класса;
5.3.3. для управления судном, имеющим площадь парусов до 22 кв.м, — удостоверение яхтенного рулевого 2 класса;
5.3.4. для управления судном, имеющим площадь парусов до 12 кв.м, — удостоверение яхтенного рулевого 3 класса.
5.4. О разрешенном районе плавания делаются следующие отметки:
5.4.1. «МП» — если судоводитель сдал экзамены на право управления судном во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, где действуют Международные правила предупреждения столкновения судов в море, принятые Лондонской Конвенцией о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года*;
5.4.2. «ВВП» — если судоводитель сдал экзамены на право управления судном на внутренних водных путях, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.10.2002 № 129**;
5.4.3. «МП» и «ВВП» — если судоводитель сдал экзамены на право управления судном во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации и на внутренних водных путях;
5.4.4. «ВП» — если судоводитель сдал экзамены на право управления маломерным судном только во внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации.
5.5. Изменение внесенного в удостоверение района плавания и (или) типа судна производится по письменному заявлению судоводителя после сдачи экзаменов по билетам для соответствующего района плавания в порядке, указанном в разделе 2 настоящих Правил, и (или) проведения проверки навыков практического управления соответствующим типом маломерного судна. В этих случаях выдается новое удостоверение на право управления маломерным судном, а прежнее удостоверение изымается у судоводителя, ставится отметка об его погашении и через год уничтожается в установленном порядке
* Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. XXXIII.-М., 1979, стр. 435-461.
**  Зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2002 г. № 4088.
5.6. Бланки удостоверений заполняются на основании протоколов, подписываются Главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации и заверяются печатью. Оформленные удостоверения в 5-дневный срок со дня получения экзаменационных протоколов, высылаются в соответствующие инспекторские подразделения для вручения их судоводителям.
5.7. Выдача оформленного удостоверения производится под личную роспись судоводителя в журнале учета выдачи удостоверений (приложение № 4), который ведется в инспекторском подразделении.
5.8. При выдаче удостоверения судоводителю возвращаются личная карточка судоводителя, справка об окончании курсов (школы) по подготовке судоводителей маломерных судов (с отметкой «Выдано удостоверение на право управления маломерным судном серии … № …») и медицинская справка о годности к управлению маломерным судном.

VI. Проверка навыков практического управления маломерным судном
6.1. Проверка навыков практического управления маломерным судном (далее – проверка навыков управления) производится государственным инспектором по маломерным судам по предъявлении судоводителем удостоверения и личной карточки судоводителя с результатами сдачи экзаменов.
6.2. Навыки управления проверяются в объеме типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов с использованием указанного в удостоверении типа судна.
6.3. Проверка навыков управления (место, время, обеспечение плавсредствами, организация мер обеспечения безопасности) осуществляется старшим государственным инспектором по маломерным судам, возглавляющим инспекторское подразделение, в навигационный период.
6.4. Государственный инспектор по маломерным судам, производящий проверку навыков управления,  должен:
проверить наличие удостоверения и личной карточки судоводителя;
проверить исправность и укомплектованность спасательными средствами используемого (используемых) судна (судов);
провести инструктаж и дать конкретное задание судоводителю в рамках типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов;
во время выполнения судоводителем полученного задания находиться на борту судна рядом с ним и следить за правильностью действий судоводителя (маневрирование, управление, эксплуатация механизмов и оборудования);
при необходимости (грубые судоводительские ошибки, нарушения установленных правил и требований) отстранить судоводителя от управления маломерным судном;
6.5. Восстановление утерянного удостоверения производится при предъявлении оформленной личной карточки судоводителя и проверки ее соответствия с данными в протоколе и журнале учета выдачи удостоверений.
В удостоверении, выданном взамен утерянного, ставится отметка «Дубликат», а в личной карточке судоводителя и в журнале учета выдачи удостоверений делается запись о выдаче дубликата удостоверения с указанием его серии и номера.
При отсутствии личной карточки судоводителя лицо, заявившее об утере удостоверения, сдает экзамены на общих основаниях.

ГИМС Ахтубинского района
Метки:

32 мыслей о “ГИМС Ахтубинского района

  • Прошу сообщить mail и телефон гипс Ахтубинского районо С уважением Александр

  • Лодка Флагман 350L, мотор 9,8 тахатцу. Подлежит данный комплект регистрации в ГИМС? Если был зарегистрирован то как снять с регистрации. А то каждый год приходят квитанции с налоговой.

  • Добрый день, хочу купить лодку с мотором 15л.с удостоверения на МС нет учусь. Могут или я поставить за ранее на учет лодку в ГИМС

  • Добрый день, хочу купить лодку с мотором 15л.с удостоверения на МС нет учусь. Могут или я составить за ранее на учет лодку в ГИМС

  • Подскажите, пожалуйста, резиновую лодку грузоподъёмностью 220 кг тоже нужно регистрировать?

  • Андрей,спасибо!
    Не стал платить через терминал,заехал в сбербанк и оплатил.Кассир ввела № постановления,а дальше по накатанному.

Добавить комментарий для Андрей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *